Powered By Blogger

Thursday, October 15, 2009

Может ли женщина создать шедевр?Существует ли равенство полов в творчестве?

Предвидя возможную реакцию феминисток на этот вопрос, оговоримся сразу. Речь не идет о равенстве полов. Мы его подразумеваем как само собой разумеющееся. Просто в рубрике «Контрвью» мы решили обсуждать с разных позиций парадоксальные темы. Данный диспут не претендует, естественно, на научное утверждение. И несет, скорее, культурологическо–развлекательный характер. Безусловно, такой разговор априори невозможен на Западе: там за такую постановку вопроса отвечают порой перед судом. Но у нас, признаемся, феминизм еще не популярен до такой степени. Хотя публично утверждать свое превосходство над женщиной сегодня уже сможет не каждый. Но чтобы понять, как мы еще далеки от равноправия, достаточно вспомнить, сколько раз в день нам приходится слышать от водителей–мужчин сердитое: «А, женщина за рулем. Все понятно...»

Любопытно рассмотреть эту проблему в сфере творчества. Искусство всегда находится немного в авангарде. Существует ли равенство полов в творчестве? Или мужчина и здесь главный до сих пор? Чтобы спровоцировать спор, в котором, возможно, родится истина, мы задали вопрос «Может ли женщина создать шедевр?» представителям разных позиций. Художнику Андрею Басалыге, чье мнение представляет интерес, поскольку мастерскую и выставки он делит с супругой–творцом Ольгой Никишиной. И закоренелому холостяку–философу Юрасю Борисевичу.

Андрей Басалыга, художник–график: «Женщина в искусстве должна быть мужчиной»

— На мой взгляд, вопрос «Может ли женщина создать произведение высокого уровня?» — неактуален уже несколько столетий. Другое дело — сложнее ли женщине заниматься творчеством, выполняя те социальные функции, которые на нее возлагает общество? Безусловно, сложнее. Хотя история знает примеры. Вспомним великолепную русскую художницу первой половины XX века Зинаиду Серебрякову. Все зависит от желания и жажды самореализации.

— А вам не кажется, что мужчины специально не освобождают женщину от основных домашних хлопот, чтобы не лишиться приоритета, в том числе в творчестве?

— Я думаю, дело не в мужчинах. Сама природа создала женщину таковой, что ей приходится отвечать за потомство. Я бы, например, с удовольствием родил, если бы это было возможно. Увы, у мужчин другое предназначение — быть добытчиком, защитником. Эти обязанности, кстати, тоже очень отвлекают от создания шедевров. Общество, которое целенаправленно не дает развиваться женскому потенциалу, обкрадывает себя.

— В любой профессиональной среде можно столкнуться с такого рода негласной оценкой труда: к мужчине больше доверия. А женский труд ассоциируется с чем–то несерьезным, декоративным. Как с этим обстоят дела у художников?

— На мой взгляд, женщины–современницы, как и вошедшие в историю изобразительного искусства, представляются наиболее интересными творцами. Из молодого поколения могу назвать Зою Луцевич, из старшего — Зою Литвинову. Александра Последович совершила настоящий прорыв в графике. Ей до сих пор нет равных ни среди мужчин, ни среди женщин. Если эти звезды зажигаются, то сияют очень ярко.

— А в вашей семье, где одинаково плодотворно трудятся два художника, присутствует борьба за лидерство?

— Нет. Мы с Ольгой 20 лет знакомы, а женаты 15. Возможно, первое время мы переживали некую конкуренцию за территорию. Две творческие личности искали способ существовать бок о бок. Но со временем все устоялось. В результате две реки слились в одну, более широкую. Я рад тому, что в лице жены у меня есть такой интересный собеседник и авторитетный советчик, понимающий в нашем деле иногда лучше меня.

— Есть такое мнение, что женщина, дескать, не может создать шедевр, поскольку у нее правое полушарие развито лучше левого, отвечающего за творческий процесс...

— Возможно, это грубо, но недаром же говорят, что женщина в искусстве должна быть мужчиной. Очевидно, имеется в виду необходимая жесткость характера, чтобы отстаивать свои взгляды и позиции. Что касается конкретно нашего с Ольгой случая, то мы оба левши. Думаю, наши полушария развиты как раз для такого тандема. Мы и быт ведем вместе. Хотя я стараюсь брать на себя более тяжелую работу. И в нашей среде достаточно много таких пар, где оба супруга — художники.

— Тогда вопрос–тест: вас не раздражают женщины за рулем?

— Ну есть такой момент. Но я стараюсь с пониманием относиться к этому. Женщина более осторожно ездит. И правильно делает. Вообще, я считаю, женщин должно быть больше во всех сферах жизни. В том числе в политике. Они более ответственны.

— Можете назвать имена женщин, создавших шедевры?

— Начнем с того, что входит в определение «шедевр». Это высшее достижение искусства. Это то новое, на которое и через десятилетия можно будет равняться. Все критерии шедевра субъективны, кроме времени. Сегодня, например, стало уже очевидным, что Вера Мухина создала шедевр. Ее работа «Рабочий и колхозница» стала символом целой эпохи. Думаю, спустя время ее оценят еще больше.

Юрась Борисевич, искусствовед: «Главное — не количество извилин, а способность думать, не запутываясь в них»

— На ваш взгляд, может ли женщина создать шедевр?

— Женщинам не удается быть гениальными изобретателями, сочинителями, но среди них немало гениальных исполнителей. У женщин лучше развит, например, музыкальный слух: из 10 дам не фальшивят, подпевая, 6, а из 10 мужчин — только один. Чего стоит хотя бы Эдит Пиаф: прислушайтесь, она вкладывает в песню гораздо больше голоса, поет интереснее, чем предполагает аккомпанемент и на что мог надеяться сам композитор. То же самое можно сказать об Алле Пугачевой, Дженис Джоплин, нашей Касе Камоцкой. Примерами женщин–гениев могут быть многие актрисы, мистики, политики, авантюристки, разведчицы, национальные героини, святые. Пусть большинство гениальных писателей — мужчины, но почти все гениальные корректоры — женщины. Они гораздо тоньше чувствуют нюансы, постоянно фантазируют, повсюду ищут скрытый смысл и поэтому составляют большинство гениальных читателей и слушателей.

— Приходилось ли вам сталкиваться с двойными стандартами в отношении женского творчества?

— Возможно, где–нибудь на производстве женщинам иногда и препятствуют в карьере, но в творческой среде, где нет строго определенных функций и обязанностей, нет и оснований для дискриминации: каждый сам себе голова. Например, среди авторов популярных детективов, да и поэтов, нынче больше на слуху авторы–женщины.

— Так гений–женщина — это природное исключение или мужчины, владеющие миром, специально нагружают женщину ответственностью за дом и детей, чтобы не дать им развиться, а самим не лишиться приоритета в творчестве?

— Среди моих друзей есть несколько творческих пар, достойных восхищения, правда, не все они успели нарожать детей. Например, Вера Бурлак и Виктор Жибуль. Оба написали по несколько книг, вместе пишут песни и исполняют их на молодежных фестивалях, борются за сохранение старой архитектуры Минска, оба закончили аспирантуру, участвуют в выставках плакатов, издают самодельный журнал «Вясковыя могiлкi»... Если для Виктора жена — это муза, то он для нее — не только муж, но и «муз». Мужчина, если он уважает женщину, не станет препятствовать ее творческому развитию. Другое дело, что многие женщины сами ныряют с головой в бытовые проблемы, потому что заниматься ими проще и даже, бывает, интереснее, чем жить ради искусства.

— Согласны ли вы с тем, что женщина слабее в творчестве из–за того, что у нее меньше развито левое полушарие мозга, отвечающее за творческий процесс? Или еще по каким–либо биологическим причинам...

— Мужчина пользуется своими полушариями поочередно, а женщина — одновременно. Мужской мозг весит в среднем на 200 граммов больше, но ведь главное — не количество извилин, а способность думать, не запутываясь в них. Наверное, в женском мозгу чаще нашего случаются оригинальные новаторские идеи, но у женщин мало шансов не заблудиться и не пропасть среди случайных фантазий, вопросов самой себе, воспоминаний. Но все же главную причину скромных достижений женщин на ниве науки и профессионального искусства я вижу не в физиологии, а в социальной психологии, в жизненной необходимости выглядеть самой обаятельной и привлекательной хотя бы для одного своего мужчины, да и перед подругами тоже. Мужчины обычно принимают решения быстро, женщины — после долгих колебаний и советов с близкими. Творческие поиски похожи на муки любви: это война, высшее напряжение моральных и физических сил, риск собою и интересами семьи. Творчество — это авантюра: чтобы придумать и воплотить в жизнь что–нибудь необычное, нужно сначала разрушить, хотя бы в своей голове, уютный, удобный для жизни образ окружающего мира. Да и на самого себя нужно смотреть если не с презрением, то без особого уважения. Именно это и мешает женщинам оставить значительный след в авторском искусстве, сравняться с мужчинами в изобретательности и оригинальности. Большинство женщин слишком озабочены тем, чтобы не испортить свою репутацию, чтобы их произведения выглядели прилично и изящно. Дамы, как, впрочем, и те мужчины, которые занимаются коммерческим искусством, слишком хотят нравиться, а для поиска новых идей нужно не нравиться никому, даже самому себе.

— В таком случае, раздражают ли вас женщины за рулем?

— Есть такая поговорка: «Женщина за рулем страшнее, чем дурак за пулеметом», но жизнь доказывает обратное. Вы, может быть, имеете в виду руль не автомобильный, а государственный? Женщины, возглавившие правительство, зачастую проводят более агрессивную политику, нежели мужчины. Потому что больше нуждаются в самоутверждении. Мне не верится, что если бы к власти повсюду пришли феминистки, то на планете установился бы мир. До захвата власти мужчинами первобытные племена во времена матриархата воевали еще больше — мы не знаем про это только потому, что тогда еще не было журналистов. Чего стоит хотя бы повсеместное истребление неандертальцев и, главное, неандерталок...

— Имеет ли гений пол в момент создания шедевра?

— Если считать созданием шедевра беременность и рождение нового человека — ведь каждый из нас уникален, — то да, мужчины этого пока не умеют. Кстати, феминистки, как правило, всячески препятствуют научно–техническому прогрессу и особенно развитию биотехнологий, начиная с генетически измененных продуктов питания, потому что подсознательно опасаются, что конечная цель генной инженерии и прогресса вообще — это обеспечение мужчин возможностью рожать самим, без участия женщин. Впрочем, в психологии гения обязательно присутствуют не только мужские, но и сугубо женские черты. Вдохновение весьма напоминает беременность. Гению понятны ощущения женщины, вынашивающей ребенка, — он тоже чувствует себя центром мироздания. Эйфория этого ощущения, пожалуй, и позволяет изобретателям, революционерам, художникам–авангардистам жить впроголодь, не теряя самоуважения, заставляет трудиться не ради гонорара, а ради исполнения своей миссии на этой Земле. И пусть знакомые поглядывают искоса, даже насмехаются — для творческого человека это не так уж и важно, потому что ему важнее нравиться не внешней аудитории, а своему единокровному замыслу, как беременной женщине важно нравиться плоду, который она вынашивает.

Согласитесь, женщина едва ли согласилась бы пожертвовать личной жизнью ради искусства. Но все же такие имеются — например, минская художница и поэтесса Людмила Русова. Я редко целую дамам руки, но ей при встрече не забываю, потому что уважение к женщине умножается на уважение к мастеру, ум и отвага которого превосходят соответствующие качества большинства мужчин.