Умберто ЭКО: Формы простые и формы короткие ("L'Espresso", Италия)
Умберто Эко,
В 1930 году вышла книга Андре Жолле (andrE Jolles) под названием "Einfache
Formen", или "Простые формы". В ней были проанализированы некоторые
литературные формы, присущие, по большей части, народной культуре, которые
характеризовались краткостью и структурной простотой, то есть всегда
подчинялись определенным законам, которых их авторы (индивидуальные или
коллективные) верно придерживались. Речь идет не только о загадках,
шутках, но также и о мифах, сказаниях, легендах. Очень многое в
традиционно структуралистской теории повествования основывается на простых
формах, и здесь можно вспомнить работу Проппа об основных
повествовательных функциях в русских сказках или анализ мифов Леви-Стросса
(Levi-Strauss).
Одним словом, проблема простых форм всегда привлекала внимание
исследователей, а в категорию этих форм мы можем включить также лимерики,
японские хайку, афоризмы, максимы, и так далее вплоть до народных песен.
Книга под редакцией Изабеллы Пеццини (Isabella Pezzini) "Реклама, клипы,
сайты, баннеры - короткие формы зрительно-слуховой коммуникации", которая
уже в названии заявляет тему, не использует термина "простые формы". С
одной стороны, я думаю, для того, чтобы подчеркнуть различие традиционных
простых форм и особой природы зрительно-слуховых реалий, которыми автор
занимается, а с другой стороны, как обнаруживается из некоторых пассажей
книги, тот факт, что форма короткая (измерение длительности во времени)
еще не означает, что она непременно простая (измерение семантической и
эстетической сложности).
И действительно, часто мы становимся свидетелями, насколько некоторые
рекламные ролики изысканны, способны иронизировать над самими собой и
предшествующими роликами. Из недавних приходит на память молодой человек,
спускающийся по лестнице и говорящий "добрый вечер", который вчера добился
расположения очаровательной девушки, а сегодня, став жертвой рекламы,
главным героем которой является он сам, падает перед гораздо менее
привлекательным созданием. И не только он, но и публика настолько
вовлечена в игру, которая сегодня называется "метатекстуальной", что не
воспринимает "чистого" и простого сообщения, а только "под прикрытием"
жанра короткой формы.
Конечно, я не намерен в такой небольшой статье углубляться в анализ этой
книги, и поэтому я просто отсылаю вас к анализу рекламных роликов
Алессандро Мелкиорри (Alessandro Melchiorri), баннеров и порталов Пьеро
Полидоро (Piero Polidoro) - баннер, разумеется, из всех коротких форм
является самой короткой. Современные короткие формы не всегда являются
простейшими, они, разумеется, не определяются правилами, передающимися из
поколения в поколение, и часто очень изобретательны.
Однако это книга вызвала у меня некоторые размышления. Традиционные
простые формы преобладали, как уже говорилось, в народной культуре и могли
быть переработаны образованными людьми. Так, пословицы (народная мудрость)
превратились в афоризмы и парадоксы. Но они сосуществовали со сложными
формами: миф рядом с его интерпретацией Эсхилом или Софоклом, сказание
рядом с романами. И нельзя сказать, что народ, который был создателем
простых форм, оставался чуждым "сложным" формам, поскольку и кузнецы
читали еще во времена Данте "Божественную комедию", а роман "Обрученные"
был достоянием не только интеллектуалов.
Сегодня, как и всегда, часть людей (незначительная по сравнению с шестью
миллиардами населения земного шара) открыта для сложных форм, таких как
модернистский (Джойс) или постмодернистский роман; никто, за исключением
нескольких профессоров в университетах, не занимается традиционными
простыми формами; и подавляющее большинство пользователей поглощает только
те самые короткие формы. Краткость может выработать привычку, и вот даже
издательские дома, которые раньше посвящали себя предложению сложных форм,
теперь, если и не отказываются печатать Пруста, все же пытаются привлечь
читателя посредством кратчайших жанров: книг афоризмов, высказываний,
шуток. Я хочу сказать, что интенсивная экспансия коротких форм может
вызвать привыкание к их краткости и быстроте постижения и отнять тем самым
удовольствие и желание увлечься сложными формами, постижение которых
требует времени и сотрудничества с текстом и его культурным багажом.
С риском, что если пропадет понимание сложных форм, останется незамеченным
то, что даже реклама моющих средств может быть короткой, но не такой уж
простой.
Перевод: Штурбина Ольга, ИноСМИ.Ru
Оригинал публикации: Forme semplici e forme brevi