Powered By Blogger

Saturday, November 26, 2011

Женщины в Новом Завете


 Автор: перевод Никитиной И.С.
Перевод статьи "Женщины в Новом Завете" из энциклопедии Anchor Bible Dictionary

 Для того, чтобы понять место и роль женщины во времена НЗ, необходимо сначала исследовать исторический и социальный контекст, в котором жили женщины 1-го века. Нужно рассмотреть роль женщин в раннем иудаизме, особенно в Израиле, а также роль женщин в Римской империи, что важно для оценки места женщин в общинах ап. Павла и авторов Евангелий.

А. Историческая обстановка.
Женщины в раннем иудаизме.

Палестинская иудейская культура была одной из самых патриархальных в Средиземноморье. Дом и семья, в основном, были единственной сферой, где женщины могли играть важную роль. Это было обусловлено не только тем, что отец имел большую власть над женой и дочерьми, но и тем, что различные законы для левитов истолковывались так, что женщины не могли играть большую роль в синагоге из-за периодов нечистоты.Женщины не могли основать кворум, из которого состояла синагога, не могли читать ежедневные молитвы (Shema) или совершать паломничества в Иерусалим на главные праздники; нет примера, чтобы женщины читали в синагоге Тору во времена Иисуса.Женщины получали основы религии дома. Были, однако, в раннем иудаизме учителя, которые были недовольны, когда женщинам преподавалось больше, чем элементарное религиозное образование, особенно что касалось устной халаки (Witherington, 1984:6-7). Более того, нет свидетельств того, что до служения Иисуса еврейским женщинам разрешалось быть ученицами великих учителей, тем более, чтобы они были их спутниками или наставляли кого-нибудь кроме детей. В таком контексте отношение Иисуса к женщинам должно было казаться необычным, хотя на фоне средиземноморской культуры 1-го века оно не было беспрецедентным. С точки зрения широкого культурного контекста, Иисус может считаться реформатором патриархального общества, но не Тем, кто отказался от него.

Что касается юридического положения, то в раннем иудаизме свидетельство женщины принималось некоторыми учителями, но другие ставили его под сомнение. На практике же женщинам доверялась большая ответственность и их слово обычно принималось, особенно дома.

Юридическое положение женщины, даже в семье, было ограниченным, что касалось права наследования (ей полагалось лишь содержание, а не наследование) и права на развод (строго говоря, только мужчина имел право разводиться, хотя женщина могла устроить развод). Более того, часто женщина переходила беспрекословно из власти отца в подчинение мужу, так как в то время женщин выдавали замуж, как только они вырастали. Обычно брак заключался главами домов, которые составляли соглашение и устанавливали цену невесты.

Но все эти факты не должны помешать нам оценить заявления ранних иудеев о почитании и уважении женщин, а также о том, какая большая ответственность ложилась на мужа в отношении к жене и дочерям, и не забывать, что многое упомянутое нами происходило от попытки пленённого народа сохранить культуру и религиозный образ жизни.

Тем не менее, главное впечатление, которое производят ранние иудейские источники, это очень патриархальное общество, в котором роль женщины сводилось к дому и была строго ограничена: 1) в правах наследования; 2) в выборе отношений; 3) возможности получить религиозное образование или полностью участвовать в жизни синагоги; 4) свободы передвижения.

Женщины в других средиземноморских культурах.

В рамках патриархальной системы, существующей на протяжении Римской империи, поражает разнообразие ролей и должностей, которые могли выполнять женщины в различных культурах. Например, в Риме женщины могли править за кулисами, тогда как в Египте женщины могли править открыто. В Афинах заслуженные гражданки посвящали всё свое время домашним делам, а женщины в Малой Азии, Македонии и Египте могли иметь своё дело, служили в общественных учреждениях, играли большую роль в религиозных культах. Следует отметить, что с ростом популярности культа Изиды, женщины стали занимать важные религиозные должности, помимо традиционной должности весталки (в Риме) или оракула (например, дельфийского), доступных только избранным женщинам, ведущим особую жизнь. Поскольку Коринф во времена св. ап. Павла был римским городом и Рим подозрительно относился к заимствованным восточным религиям, позволяя лишь местной религии приобретать официальный статус, то трудно сказать, играли ли восточные культы (например, Изиды) значительную роль в жизни Коринфа. Можно с большей уверенностью сказать, что в различных районах Греции и других местах Средиземноморья в 1-ом веке женщинам позволялось: 1) быть органом откровения; 2) играть большую роль в дионисийском культе; 3) играть главную роль в мистериях и сельскохозяйственных ритуалах и ритуалах плодородия (Farnell 1907, 3:106-16). В Средиземноморье степень контроля семьи отцом/мужем менялась от культуры к культуре. В Малой Азии женщины могли распоряжаться своим имуществом и их приданное оставалось в их владении. То же самое было и в Египте, но в Афинах права женщин на собственность были более ограничены.

В Риме patriapotestas были смягчены законами, которые разрешали брак без традиционной патриархальной процедуры inmanu. Женщины, как и мужчины, могли разводиться даже по очень неосновательным причинам. В общем, права и свободы в браке римских женщин были больше, чем где-либо в империи, за исключением Египта и, возможно, Малой Азии и Македонии. Следует отметить, что в римском обществе, в отличие от некоторых частей Греции, образование женщин считалось важным и желательным. Даже среди более бедных семей и дочери и сыновья получали по крайней мере начальное образование, а в богатых семьях у всех детей были домашние учителя (Balsdon 1962:252). Однако римляне, даже во времена Империи, не позволяли женщинам голосовать или занимать общественные должности, в отличие от ситуации в Малой Азии.

В целом, в том, что касается личных, имущественных прав и права на образование женщинам в Риме, Египте, Малой Азии и Македонии повезло больше, чем женщинам в Греции или Иудее, но в том, что касается политических прав, римские женщины находились в невыгодном положении, если сравнить с египетскими или македонскими женщинами (и теми женщинами в Малой Азии, Египте и т. д., которые наследовали выгоды эллинизма). В том, что касается положения и роли в религии, то у женщины в Египте, Малой Азии и Македонии было больше возможностей, чем у греческих и римских женщин, до тех пор пока в Рим, римские города и колонии Империи не проникли различные восточные культы и эллинистические идеалы.

В. Женщины в служении Иисуса.

При поверхностном исследовании Евангелий может показаться, что Иисус является ещё одним сторонником патриархального общества, так как Он избирает 12 мужчин в Свои ученики, и поскольку Он призывает Своих слушателей следовать ВЗ заповеди о почитании родителей (Мк. 7:10; 10:19). Он учил, что для двух людей, соединённых Богом, развод является не законным действием (Witherington 1984:18-24). Но это лишь одна сторона дела, поскольку в Евангелиях говориться, что Иисус принимал женщин как последователей и спутников (Лк. 8:1-3). Он также предпочёл, чтобы женщина служила как Его ученик, вместо того чтобы прислуживала Ему, исполняя свою обязанность (Лк. 10:38-42). Похоже, что Иисус отвергал многие законы левитов о чистом и нечистом, позволяя нечистым женщинам прикасаться к Нему, остановил погребальную процессию и прикоснулся к мёртвому, чтобы помочь женщине (Мк. 5:25-34 и параллели; Лк. 7:11-17, 36-50). Нигде не сказано, что после таких случаев Иисус проходил очищение, согласно предписаниям левитов.

Ещё больший свет на отношение Иисуса к женщинам проливают Его радикальные слова, из которых  видно, что среди Его последователей родство в вере превосходит физическое родство (Мк. 3:34-35 и параллели; Мф.10:34-39 = Лк. 14:26).

Также следует помнить о словах в Мф. 19:3-12, которые могут свидетельствовать о безбрачной жизни Иисуса, и которые позволяют и мужчинам, и женщинам оставаться одним ради Бога. Такое учение было чуждым не только для иудейского этноса, где брак и продолжение рода считались обязательством, необходимостью (Быт. 1:28), но и для Римской империи, где писатели из греческой и римской культуры говорили о долге брака и продолжения рода (Daube 1977). Это учение давало возможность жить одному ради Царства Божьего, оно открывало для женщин возможность играть роль в учении Иисуса, а не только в домашних делах. Неслучайно, что в Евангелии говориться, что женщины были среди свидетелей Распятия, погребения, видели пустой Гроб и Воскресение. В этом мы видим то освобождающее действие, которое имело учение и жизнь Иисуса для женщин, и с какой готовностью они это принимали.

Собрав весь достоверный материал в Евангелии, может показаться, что Иисус был реформатором патриархального общества, потому что Он говорил такие вещи, которые в иудейском обществе считались радикальными. Это относиться и к Его словам и тому, что Он позволял женщинам играть религиозные роли  в Его учении.

Его учение о браке, разводе и безбрачии казалось радикальным не только иудеям, но и неиудеям из Римской империи (Witherington 1984:49-52; 77-79; 123-31).

С. Женщины в общинах св. ап. Павла.

При исследовании писем св. ап. Павла мы находим понятия из традиции Иисуса. С одной стороны, в них есть одобрение брака и семьи (1 Кор. 7; Еф. 5:22:31; Кол. 3:18-25; 1 Кор. 11), и поддерживается модифицированная, христианизированная патриархальная структура. С другой стороны, родство в вере играет главную роль и поддерживается участие женщин в жизни христианской общины, включая и проповедь (1 Кор. 11:5, 16:19; Рим. 16:1, 3, 7; Фил. 4:2-3).

Письма св. ап. Павла приурочены к различным событиям и это надо принимать во внимание при оценке таких сложных текстов как 1 Кор. 14:34-35 или его параллелей в 1 Тим. 2:8-15. В обоих случаях св. ап. Павел (или автор, который писал эти строки) рассматривает проблемы общин. Эти указания относятся к следующим проблемам: женщины мешающие службе или узурпирующие власть над другими. В обоих случаях эти злоупотребления пресекаются, но это не решает вопроса о том, могут ли женщины, которые не злоупотребляют своими привилегиями, говорить или проявлять власть, если это совершается должным образом (Witherington 1988:90-104; 117-24). В свете свидетельств того, что различные женщины были сотрудницами апостола в служении Евангелию, эти тексты должны были лишь искоренить некоторые злоупотребления, но не более.

Многие современные исследователи видели в Гал. 3:28 Великую Хартию равноправия (Stendahl 1966). Однако более внимательное рассмотрение «крещального» контекста, в котором употреблялись эти слова (которые говорят о том, что требуется для того, чтобы человек стал «во Христе»), и особая формулировка текста («ни мужчины и женщины», а не «ни мужчины или женщины») предполагает иное толкование (Witherington 1981:593-604). Св. ап. Павел говорит, что ни этническое, ни социальное, ни семейное положение не влияет на то, может ли человек быть во Христе или нет. Во Христе такие разделения как еврей и нееврей, женатый или нет, всё ещё существуют (Рим. 9-11; 1 Кор. 7), но они не обладают значением для спасения.

Удивительно как св. ап. Павел в оценке брака, развода и безбрачия, по-видимому, опирается прямо на традицию Иисуса. Во-первых, св. ап. Павел соглашается, что образ настоящих брачных отношений, который превосходит законодательство Моисея, задан Богом в порядке творения (1 Кор. 11:3-15; Мф. 19:3-12 и параллели). Во-вторых, св. ап. Павел запрещает развод для мужа и жены, если они оба верующих  (1 Кор. 7:11-11; Мк. 10:11). В-третьих, он предпочитает безбрачие и говорит, что эта способность является даром Божьим, который дан не всем (1 Кор. 7:7 и Мф. 19:11-12). Более того, апостол с пониманием относиться к браку, как и Иисус, он верит, что брак это не только remediumconcupiscentiae (1 Кор. 7). Это становится особо ясно, если Еф. 5 было написано св. ап. Павлом, что вполне возможно. Наконец, можно отметить, что св. ап. Павел постоянно использует слова из сферы семейных отношений при обращении к своим друзьям-верующим, это показывает, что он, подобно Иисусу, считал семью верующих центральной социальной реальностью. 

Св. ап. Павел:

1)      одобряет новые религиозные роли женщин;

2)      одобряет – с некоторыми христианскими модификациями – традиционные роли женщин в семье.

В некоторых контекстах, особенно среди иудеев и христиан из иудеев, св. ап. Павел из-за подобных утверждений мог показаться радикалом. В другом окружении, среди неевреев, нравственный консерватизм св. ап. Павла и одобрение традиционных ролей женщин могли показаться слишком ограниченным (так дело похоже было в Коринфе). 1 Кор.11 и 14, похоже, являются реакцией апостола на поведение тех женщин, которые были слишком «освобождёнными». Для него основной была семья веры (как и для Иисуса), и это значило, что на структуру и роль физического родства влияли и, в некотором роде преобразовывали её, превосходящие её порядки семьи верующих. Апостол действовал на границе одобрения вновь и реформации того лучшего, что было частью порядка при создании, и одобрением новых возможностей во Христе (Witherington 1988:125-26).

D. Женщины и 3-й и 4-й Евангелисты.

По-видимому, различные Церкви 1 века спорили с учением Иисуса, Павла и др. о тех новых ролях, которые женщины могут играть в христианской общине. Это видно из того, что 3-й и 4-й Евангелисты, написавшие свои Евангелия в последней четверти 1-го века, и считали необходимым подчеркнуть новые роли женщин и равенство мужчин и женщин как объектов Божьей благодати. Это внимание особо проявляется в Деяниях и Евангелии от Луки, где мы видим редакторскую работу Луки в расположении парами притчей и рассказов о женщинах и мужчинах для того, чтобы показать их равное место в действиях Бога через Христа. Можно привести в пример притчи в Лк. 13:18-21 или 18:1-14, или парные повествования о Энее и Тавифе в Деян. 9:32-42 (Witherington 1988:129). Можно отметить как проповедь Иисуса в Лк. 4:18-19, по-видимому, структурирует изображение Лукой избавление различных женщин от болезней или немощей в Лк. 4:38-44 или 8:1-3. H. Flender (1967) верно заключает: «Этим порядком Лука выражает, что мужчина и женщина наравне предстоят Богу. Они равны в чести и благодати; они наделены одинаковыми дарами и имеют одинаковые обязанности…»

Лука изображает женщину и как пророчицу (Деян. 21:9), религиозного учителя важного христианского лидера (Деян. 18:1-3; 24-26), хозяйку домашней Церкви (Деян. 12:12-17), первую новообращённую (Деян. 16:12-40), исполняющую обязанности дьякониссы (Деян.9:36-42). Лука не случайно упоминает церковные собрания в домах женщин (Деян. 12:12; 16:40). Лука тщательно отобрал пять примеров для того чтобы показать различные роли, которые женщины исполняли в раннехристианских общинах. Эти пять историй показывают, как Евангелие распространялось через женское население по всей империи от Иерусалима (1:14; 12:12-17) до Иоппии (9:36-42), до Филипп (16:11-15), до Коринфа (18:1-3), до Ефеса (18:19-26, до Фессалоник (17:4), до Верии (17:12) и до Афин (17:34). Лука не просто описывает действие Евангелия на женщин в ранних Церквах, но предлагает письменный прецедент для того, чтобы женщины продолжали играть подобные роли.

В 4-м Евангелии есть по крайней мере 5 эпизодов, в которых изображаются женщины и их роль:

1)      Богородица (Ин. 2:19).

2)      Самаритянка (Ин. 4).

3)      Марфа и Мария (Ин. 11-12).

4)      Упоминание о женщинах при Кресте (Ин. 19).

5)      Явление Иисуса Марии Магдалине.

Всё это показывает, что женщины становились ученицами Иисуса, возрастали в понимании и вере в Него. Так, например, хотя Иисус выходит из под материнской опеки в Ин. 2, тем не менее Они воссоединяются при Кресте, где Мария входит в семью веры. Или в рассказе о Марфе и Марии мы видим женщин, которые верили в Иисуса, но недостаточно, и которые учились до конца исповедовать Его. То же можно сказать и о детальном рассказе о самарянке, где показано как женщина лучше понимает Иисуса и разделяет Его истинную пищу, чем Его ученики, которые всё ещё мыслят на более материальном уровне. Эта женщина свидетельствует среди народа, чего не делают ученики.

Ин. 20. – очень важная глава, т. к. здесь мы видим не только то, что женщине первой явился Воскресший Иисус, но и что он повелел ей быть благовестницей для апостолов, несущей им благую весть. Список свидететелей, упомянутый в Ин. 19, тоже показывает, что свидетельство женщин было решающим и в том, что касалось смерти Иисуса. Неправдоподобно, чтобы ранние христиане придумали то, что женщины были основными свидетелями заключительных событий земной жизни Иисуса. Более вероятно, что 4-й Евангелист основывает по крайней мере некоторые повествования на исторических данных.

Можно задать вопрос, почему 4-й Евангелист посчитал необходимым подчеркнуть то, как женщины воспринимали учение Иисуса. В конце 1-го века н. э. возможно ещё обсуждалась роль женщины в христианской общине, и для того, чтобы поддержать учение Иисуса и других ранних христиан по этому вопросу, 4-й Евангелист и представил различных женщин, как образец прихода к вере  и свидетельства о вере различными способами.

Е. Выводы.

Мы можем отметить последовательную траекторию от жизни и учения Иисуса к жизни и учению ранних христиан, включая св. ап. Павла. Авторы, обращающиеся к ранним Церквям, говорили о новой свободе и ролях женщин. Однако свидетельства говорят о попытке реформации, а не об отрицании патриархальной структуры семьи и общества. Это преобразование должно совершаться во Христе. Поэтому нет призыва к социальной революции или ниспровержению патриархального общества вне Тела Христова.

Это преобразование вело к большей стабильности и равенству в структуре брака, и к тому, что в Церкви большую роль могли играть и замужние и незамужние женщины. Понимание напряжения между семьёй веры и физическим родством являлось ключом к пониманию тех новых ролей, которые женщины могли играть в Церкви. Также и мужчины поняли, что больше свободы значит больше ответственности, а не привелегий. Это принятие женщин было не быстро и не вообще принято в ранней христианской Церкви. Авторам НЗ приходилось отстаивать эти новые идеи даже в конце 1-го века. Обзор материалов после НЗ и предникейских материалов показывает, что в целом увеличивалось сопротивление преобразованию ролей женщин. Сегодня продолжается спор о роли женщин, но отправным пунктом каждого обсуждения должен быть библейский материал.