Женщина была
обвинена в Христианстве в грехопадении Адама, а, соответственно, и всего
остального человечества. Как говорится в Библии: «....и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление».
Обвинения и само
отношение христианского духовенства к женскому роду привели к очень
отрицательному отношению к женщине во всей Европе и остальном христианском
мире.
Августин Блаженный никогда не допускал в свой дом
и к своей трапезе женщин. Исключение не было даже сделано для его родной сестры
- монахини.
Св. Тертуллиан говорил, что
«...женщины являются вратами к дьяволу...», и что именно женщина изначально
повинна в смерти Сына Божьего. Он же говорил, что «истинная христианка должна
ненавидеть свою привлекательность, ибо она совращает мужчин».
Многие
средневековые священники утверждали, что «...женщина
опаснее змеи».
А Св. Томас говорил: «истинным христианином можно
стать, лишь не прикасаясь ни к какой женщине. Лишь давшие обет безбрачия могут
нести святой Дух».
В средние века
христианские священники и монахи сторонились даже тени женщины, чтобы не
осквернить свою душу.
Долгое время
христианское духовенство не могло решить сложный для себя вопрос: имеет ли
женщина душу?! В середине VI
века Маконский церковный собор в числе прочих важных вопросов рассматривал и
эту сложную проблему. Почти половина присутствующего духовенства категорически
отвергла даже само предположение о том, что женщина может иметь душу, и лишь с
перевесом в один-единственный голос собор христианской церкви признал, что у
женщины, хоть она и является существом низшего порядка, все таки имеется некое
подобие души. Христианская религиозная философия средневековья однозначно и
жестко закрепляет идею неполноценности женщины и определяет ей положение
похотливой и нечистой во всех отношениях твари. Помимо этого именно
христианские средние века породили женоненавистническую ведьмоманию. В 1484
году Папа Иннокентий VIII
издал булу, в которой предоставлял практически неограниченные полномочия в деле
охоты на ведьм. От подозреваемых женщин добивались признания с помощью пыток.
«Виновные» подлежали сожжению на костре. Вся Европа была освещена заполыхавшими
кострами инквизиций, в которых горели женщины. Часто вина «ведьмы» заключалась
в том, что она «дьявольски»
привлекательна.
В 1487 году в
Кельне была издана свирепая книга доминиканцев, сыскного дела Римской Церкви,
«Молот ведьм», ставшая настольной книгой и справочником инквизиторов. Арсенал
пыток над женщинами заметно пополнился новыми методами и приемами.
"Всё зло - от женщин" cв. Иероним
Как относился
Христос к женщине. Это позиция активного женоненавистника. А как относятся к
женщине другие библейские персонажи? Ну, например, выберем апостола Павла, ибо
он написал больше всего посланий (14 из 21) и буквально утопил в них читающего
обывателя.
Павел и его
ученики особенно постарались поточнее определить место для женщины в
христианском обществе. Результат однозначен: рта не разевать, молчать,
пресмыкаться, унижаться, заниматься безплодными самокопаниями и тому подобное.
Оправдывается же доминирование мужчины как бы историей сотворения мира (женщина
по христианству - помощник мужчины). Примеры таковы:
"А учить жене не
позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии" (1 Тим., 2:12). От матриахата хорошего не жди. И
феминизм - это гадость. Но почему женщина должна молчать? Что, женщина разве не
имеет права что-то сказать? Вот такое типично христианское отношение к женщине.
"Посему жена и должна
иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов" (1 Кор., 11:10).
Ещё
зажигательнее: "Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а
быть в подчинении, как и закон говорит" (1 Кор., 14:34).
"И не муж создан для
жены, но жена для мужа" (1 Кор., 11:9).
"Если же они хотят чему
научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене
говорить в церкви" (1 Кор., 14:36).
“Всякий, кто смотрит на
женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мф., 5:28).
Имеет смысл
привести высказывание из апокрифа, не признаваемого церковью. Оно прекрасно
дополняет всё вышенаписанное. Эпизод такой: в мужскую компанию затесалась
женщина. “Симон Петр сказал им: “Пусть
Мария уйдёт от нас, ибо женщины недостойны жизни” (от Фомы, 118).
По еврейскому талмуду ("святая" для
евреев книга) муж может обращаться с женой как мясник с куском мяса ("Сто
законов из талмуда"). Да, недалеко христианство от своего папы-иудаизма
ушло.
Собор состоялся в Маконе (Бургундия, Франция) в
585 году н. э. Присутствовали сорок три епископа, 15 епископских посланников и
16 епископов без кафедр. Этот собор был вторым (всего в Маконе прошли шесть
поместных соборов). Речь шла о богослужебной практике, о сборах пожертвований,
о нравственном облике епископов, о судебной системе. Но не только об этом. Одна
из дискуссий не отражена в соборных деяниях, но св. Григорий Турский, описывая
наиболее важные вопросы, поднимавшиеся на соборе, касается следующего:
«На этом же
соборе поднялся кто-то из епископов и сказал, что нельзя называть женщину
человеком. Однако после того как он получил от епископов разъяснение, он
успокоился. Ибо Священное Писание Ветхого Завета это поясняет: вначале, где
речь шла о сотворении Богом человека, сказано: «...мужчину и женщину сотворил
их, и нарек им имя Адам», что значит — «человек, сделанный из земли», называя
так и женщину и мужчину; таким образом, он обоих назвал человеком. Но и Господь
Иисус Христос потому называется Сыном Человеческим, что Он является сыном Девы,
то есть женщины. И Ей Он сказал, когда готовился претворить воду в вино: «Что Мне и Тебе, Жено?» и прочее.
Этим и многими другими свидетельствами этот вопрос был окончательно разрешен»
(Григорий Турский. История франков. М., 1987, с. 230). Другими словами, во
время собора один из епископов обратился к своим собратьям с предположением,
что латинское понятие homo
(человек) не включает в себя женщин. Ему возразили, что в Вульгате слово homo используется в Бт 5:2 по отношению и к
мужчине, и к женщине. Действительно, «адам» в библейском тексте означает
«человек», в то время как «иш» – «мужчина». Св. Иероним при переводе на
латинский совершенно адекватно перевел «адам» как homo.
С течением
времени представление об этой дискуссии свелось к странной версии, согласно
которой на одном из вселенских (!) соборов обсуждался вопрос, есть ли у женщин
душа. С перевесом в один голос было решено, что душой женщины все же обладают.
Многим известна именно эта вариация истории, произошедшей на соборе.
Разумеется, здесь необходимо опровержение. Как пишет современный
римско-католический автор:
«Сказка о том,
что «женоненавистнический» Маконский собор (созванный королем Гунтрамом
общефранкский синод под председательством св. епископа Приска Лионского)
отрицал, что у женщин есть душа, основывается на ложной интерпретации
аргументов одного из участников Собора: он утверждал, что женщину нельзя
называть «hominem»; «homo»=«мужчина», не «человек» (Йозеф Лортц.
История Церкви... М., 1999. П. 37). Проблема в том, что наряду с подобными
необходимыми пояснениями иногда заявляется, что «вопрос был поставлен не в
антропологическом, а в филологическом плане» (Кардинал Йозеф Хёффнер.
Христианское социальное учение. Культурный центр «Духовная Библиотека»). Это
предположение, сводящее к нулю богословскую составляющую рассматривавшегося
вопроса, могло бы оказаться верным, если не учитывать предысторию вопроса, как
и его послеисторию. Но мы, разумеется, должны учитывать исторический и
богословский контекст этого события. Дело в том, что епископов в то время
волновали не филологические дискуссии, но богословские. И одной из актуальных
тем являлся вопрос о том, является ли женщина сотворенной, как и мужчина, по
образу Божию. Псевдо-Амвросий Римский (анонимный комментатор Посланий Ап.
Павла, живший в 4-м веке, сочинения которого в средние века приписывались св.
Амвросию Медиоланскому) прямо утверждал: «Таким образом, женщина ниже мужчины,
потому что она - его часть, потому что женщина происходит от мужчины; потому и
по этой причине женщина подчинена мужчине... Мужчина создан по образу Бога, но
не женщина...» (PL 17, c. 253).
Ему вторил Псевдо-Августин:
«Как это
получается, что, хотя мужчина и женщина суть одна плоть, мужчина является
образом Божиим, а женщина – нет? Во всяком случае, мужчина и женщина обладают
одной сущностью в духе и в теле, но в чине мужчина выше, потому что женщина –
от него, как Апостол говорит: глава жены – муж» (Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum 50, с. 51).
Если учесть,
насколько дискуссии относительно образа Божия в человеке волновали богословов
того времени, причины, побудившие одного из епископов к выступлению на
Маконском соборе становятся понятными. Не все, однако, были согласны с
подобными высказываниями, что и проявилось на соборе. Не будем забывать, что
именно этот собор принял решение, указывающее на возможность женщинам
присутствовать в алтаре. Четвертый канон Маконского собора гласил:
«Каждый
воскресный день верные, мужчины и женщины, должны приносить хлеб и вино на
алтарь». Называть этот собор «женоненавистническим» нет особых оснований. Но
нет ничего удивительного и в том, что подобный вопрос все же прозвучал. С
течением времени обнаружилось, что вопрос с творением женщины по образу Божию
(т. е. ее духовной полноценности как человеческого существа) исчерпан не был.
Ученый Валенций Ацидалий, преподававший в 16-м веке в Силезии, опубликовал
труд, в котором на тех же основаниях, что и безымянный епископ на Маконском
соборе, делал уже собственные выводы – а именно, что женщина, в отличие от
мужчины, не имеет души. Лютеранский богослов Симон Геддиций издал опровержение
на это сочинение, озаглавленное «В защиту женского пола». Тем не менее, памфлет
Ацидалия множество раз перепечатывался – например, по-итальянски он был издан в
Лионе в 1645 году под заглавием «Женщины не имеют души и не принадлежат к
человеческому роду, как это показано из многих мест Св. Писания». Итальянка
Архангела Таработти написала опровержение под названием «В защиту женщин». Но
папа Иннокентий X декретом от
18 июня 1651 года поместил это опровержение в Индекс запрещенных книг, что в
очередной раз заставило многих задуматься над позицией Римско-католической
церкви. Немецкий лютеранский пастор Иоганн Лейсер был одним из тех, кто в связи
с заново разгоревшейся дискуссией вспомнил о событиях Маконского собора. Он напомнил:
«Среди святых отцов (собора) был один, который утверждал, что женщина не может
и не должна именоваться «человеческим существом» (homines). Этот вопрос был посчитан настолько важным, что
подвергся публичному обсуждению в страхе Божием. В конце концов, после многих
аргументов, приводимых относительно этого вопроса, (епископы) заключили, что
женщины все же являются людьми». Датский кальвинист Пьер Бейль в своем Словаре
отмечал: «Что мне кажется странным, так это обнаружить, что Соборе вопрос о
том, являются ли женщины человеческими существами, был предложен (к обсуждению)
совершенно серьезно и что он был решен утвердительно лишь после долгих
дебатов». История имела продолжение, когда в начале 19-го века в
законодательные органы американского штата Теннеси приступили к обсуждению
вопроса о том, каков юридический статус женской души. Было вынесено решение,
согласно которому замужние женщины не обладают свободными и независимыми
душами, и потому не имеют имущественных прав. Итак, учитывая исторический и богословский
контекст, представляется по меньшей мере опрометчивым называть мифом обсуждение
на Маконском соборе вопроса о том, является ли женщина человеком (именно в
антропологическом, духовном смысле понятия «человек»).